Инструменты

Обучение / Инструменты

Домра

 

 

В книге немецкого путешественника А. Олеария «Описание путешествия в Московию…», 1-я пол. 17 в., изображены два музыканта, один из которых играет на инструменте с большим корпусом полусферической формы (есть основание считать этот инструмент домрой).

 

Домра была преимущественно инструментом профессиональных музыкантов-скоморохов. Наибольшее распространение имела в 16-17 вв. В ансамблях, помимо обычной, применялась и «басистая» (басовая) домра. В 1895 году участник оркестра В. В. Андреева - А. С. Мартынов вывез из Вятской губернии трехструнный инструмент, представлявший собой одну из разновидностей балалайки, но принятый за домру.

 

На основе этого инструмента Андреев, совместно с С.И. Налимовым, в 1896-1900 годах создал семейство реконструированных домр квартового строя (т.н. «разлад») - пикколо, прима, альт, тенор, бас и контрабас. Позднее, выяснив ошибку, Андреев, считавший, что балалайка произошла от домры, нашёл эту её разновидность более близкой к старинной домре (16-17 веков).

 

В 1908-1917 г.г. П. Любимов вместе с С. Ф. Буровым сконструировал семейство четырехструнных домр квинтового строя от пикколо до контрабаса, положивших начало домровому оркестру. Однако в силу своего тембрового однообразия подобные оркестры не получили распространения. Отдельные инструменты нередко применяются в балалаечно-домровых оркестрах (наибольшей популярностью четырехструнные домры пользуются на Украине). Группа домр занимает основное место в оркестре русских народных инструментов.