Инструменты

Обучение / Инструменты

Виолончель

 

 

Виолончель - смычковый инструмент скрипичного семейства басотенорового регистра. В семье струнных смычковых виолончель уступает размером только контрабасу. Поменьше ее альт. Самая маленькая из них – скрипка. Вовсе не прост этот инструмент. Изящные, аристократические линии, а главное - голос выдает исключительно тонкую натуру виолончели. Сколько в нем нежнейших красок.

 

Виолончель обладает широкими выразительными возможностями и тщательно разработанной техникой исполнения, используется как сольный, ансамблевый и оркестровый инструмент. Появление виолончели относится к началу XVI века. История запомнила двух мастеров, особенно прославившихся производством виолончелей. Это - Гаспаро да Сало и Паоло Маджини. Первые мастера, строившие виолончели, не совсем еще ясно представляли тот верный путь в развитии этого инструмента, который был завершен вполне, лишь Антонио Страдивари.

 

Первоначально виолончель применялась как басовый инструмент для сопровождения пения или исполнения на инструменте более высокого регистра. Существовали многочисленные разновидности виолончели, отличавшиеся друг от друга размерами, количеством струн, строем (чаще всего встречалась настройка на тон ниже, чем у современного инструмента). При игре исполнитель опирает виолончель о пол шпилем, который получил распространение только в конце XIX века (до этого инструмент удерживали икрами ног).

 

На современных виолончелях широко применяется изобретенный французским виолончелистом П. Тортелье изогнутый шпиль, который придаёт инструменту более пологое положение, несколько облегчая технику игры. Длина корпуса 750-768мм. В конце XVII века появились первые сольные произведения для виолончели ― сонаты и ричеркары Джованни Габриэли. К середине XVIII века виолончель начинает использоваться как концертный инструмент, благодаря более яркому, полному звуку и улучшающейся технике исполнения окончательно вытесняя из музыкальной практики виолу да гамба.

 

Виолончель также входит в состав симфонического оркестра и камерных ансамблей. Окончательное утверждение виолончели как одного из ведущих инструментов в музыке произошло в XX веке усилиями выдающегося музыканта Пабло Казальса. Развитие школ исполнения на этом инструменте привело к появлению многочисленных виолончелистов-виртуозов, регулярно выступающих с сольными концертами. Репертуар виолончели весьма широк и включает многочисленные концерты, сонаты, сочинения без сопровождения.

 

В техническом отношении виолончель является почти совершенным инструментом. Ей доступны все технические тонкости, свойственные скрипке и альту, но для своего воспроизведения они, как правило, требуют большей затраты труда. Словом техника виолончели сложнее скрипичной, хотя и столь же блестяща. С первых дней появления виолончели в оркестре и на протяжении целых столетий положение ее там было крайне незавидным, никто из современников тогда даже и не догадывался о богатейших художественно - исполнительских возможностях виолончелей. Даже в те времена, когда музыка резко двинулась вперед, обязанности виолончели оставались столь же скромными и даже убогими.

 

Такой великий мастер оркестра, как Иоганн Себастьян Бах ни разу не поручил виолончели певучей партии, в которой она могла бы блеснуть своими качествами. Бетховен был, несомненно, первым композитором - классиком, определившим истинное достоинство виолончели и поставившим ее, на то место в оркестре, какое ей подобает по праву. Несколько позднее, романтики - Вебер и Мендельсон - еще более углубили выразительные средства виолончели в оркестре. Им понадобилась уже звучность таинственная, фантастичная и возбужденная, и они, найдя ее в звуках виолончели, воспользовались ею достойнейшим образом.

 

Вполне справедливо будет заметить, что в настоящее время все композиторы глубоко ценят виолончель - ее теплоту, искренность и глубину звучания, а ее исполнительские качества давно уже покорили сердца как самих музыкантов, так и их восторженных слушателей. После скрипки и фортепиано, виолончель является, наиболее любимым инструментом, к которому обращали свои взоры композиторы, посвящая ей свои произведения, предназначенные для исполнения в концертах с сопровождением оркестра или фортепиано.

 

Особенно богато использовал виолончель Чайковский в своем произведении, Вариациях на тему Рококо, где предоставил виолончели такие права, что сделал это свое небольшое произведение достойным украшением всех концертных программ, требуя от исполнения подлинного совершенства в умении владеть своим инструментом. Наибольшим успехом у слушателей пользуется, пожалуй, концерт Сен-Санса, и, к сожалению, редко исполняемый тройной концерт для фортепиано, скрипки и виолончели Бетховена. К числу любимых, но также довольно редко исполняемых, следует отнести Виолончельные концерты Шумана и Дворжака.