Инструменты

Обучение / Инструменты

Баян

 

 

Баян был назван по имени легендарного древнерусского певца-сказителя Баяна (Бояна). Это клавишно-пневматический инструмент, который имеет усовершенствованную гармонику с хроматическим звукорядом для исполнения мелодии и басо-аккордового аккомпанемента во всех тональностях.

 

Прототипом первого Баяна была четырёхрядная петербургская гармоника. Название «Баян» в 1903 году, первоначально, было применено к рояльной гармонике. В современном понимании термин был введён мастером П. Е. Стерлиговым и гармонистом Я. Ф. Орланским-Титаренко. По заказу последнего в 1907 П. Е. Стерлиговым был изготовлен Баян с четырьмя рядами клавишей (в виде лопаточек) на правой клавиатуре. Система Стерлигова получила название петербургской (ленинградской).

 

Существовали также системы В. П. Хегстрема, Н. З. Синицкого и др. Общеупотребительной системой стала московская. В ней кнопки правой клавиатуры (обычно 52) располагаются по типу баварской гармоники тремя рядами. В каждой позиции правой руки исполнитель имеет под пальцем 3 расположенные по диагонали кнопки - в первом, втором и третьем рядах. Они позволяют извлечь 3 соседние ступени хроматической гаммы. Для извлечения следующих ступеней нажимают кнопки в расположенных выше или ниже поперечных рядах. Душа этого инструмента – особое пневматическое устройство, действующее силой сжатого воздуха. Воздух нагнетается мехами, он колеблет упругие металлические пластинки-язычки.

 

Для музыкантов высокой квалификации изготовляются так называемые готововыборные Баяны, на выборной клавиатуре которых каждый звук извлекается с помощью особой кнопки. Это позволяет брать аккорды в разных расположениях, исполнять неаккордовую фактуру, полифонию. На готово-выборном Баяне имеются и кнопки «готовых» аккордов. Это один из самых распространённых русских народных инструментов. Любители и профессионалы играют на нём соло и в ансамблях, а также аккомпанируют пению.